Корзина
11 отзывов
Legal services from professionals phone: 266-000; 999 694.
87073509275

Саморегулируемые организации (СРО) в Казахстане

Саморегулируемые организации (СРО) в Казахстане
Обзор новостей и законодательства по вопросу принятия Закона "О СРО" в Казахстане.

13.01.15

Понятие саморегулируемых организаций, основные задачи и функции, а также порядок их создания и деятельности нашли правовое закрепление в  Главе 18 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года.

В соответствии с пп.76 ст.1 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года саморегулируемой организацией признается юридическое лицо, созданное профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме ассоциации (союза) с целью установления единых правил и стандартов их деятельности на рынке ценных бумаг.

         В соответствии со ст.91 вышеуказанного Закона основными задачами саморегулируемой организации являются защита прав и интересов членов саморегулируемой организации, а также обеспечение создания единых условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.

Таким образом, до настоящего времени саморегулируемые организации могли создаваться и функционировать лишь в одной сфере экономики Республики Казахстан, а именно на рынке ценных бумаг.

Опыт создания саморегулируемых организаций был позаимствован Казахстаном у зарубежных государств, в которых процесс саморегулирования развивался предпринимателями естественным образом по объективным причинам.

Роль саморегулируемых организаций высока и важна не только на рынке ценных бумаг, но и в других отраслях экономики, а также и в образовательной, правоохранительной, культурной и научной областях жизни страны.

В 2014 году Главой государства Республики Казахстан была поставлена задача по разработке законопроекта «О саморегулировании», так как перед предпринимателями Казахстана возникла необходимость самостоятельно контролировать процесс предоставления товаров, работ и услуг.

Проект Закона Республики Казахстан «О саморегулировании» разработан в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» и Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года № 380.

Проект Закона РК «О саморегулируемых организациях» был внесен на обсуждение в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан Министерством национальной экономики РК в ноябре 2014 года.

Основными целями принятия законопроекта являются:

- уменьшение регулирующей нагрузки на предпринимателей со стороны государственных органов;

- повышение качества предоставляемых работ и услуг;

- повышение эффективности регулирования;

- развитие взаимодействия между субъектами предпринимательства в определенной сфере деятельности;

- обмен опытом между членами саморегулируемой организации, повышения их профессионального уровня, защита интересов членов во взаимоотношениях с органами власти;

- предупреждение и защита физических и юридических лиц от возможного причинения вреда имуществу и здоровью, в случае некачественного предоставления услуг или выполнения работ членами саморегулируемых организаций.

Функциями саморегулируемой организации будут:

1) оказание консультационной и другой помощи своим членам в соответствии с уставом саморегулируемой организации;

2) осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, которую они предоставляют саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или другим документом, утвержденным решением общих собраний членов саморегулируемой организации;

3) представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с государственными органами;

4) организация профессиональной учебы, аттестации работников членов саморегулируемой организации;

5) сертификация произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если другое не установлено законодательством;

6) контроль в части соблюдения требований стандартов и правил членами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемых организациях;

7) рассмотрение жалоб на действия членов (участников), связанных с нарушением ими требований законодательства, стандартов и правил саморегулируемой организации, а также в ней условий членства;

8) применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законом и внутренними документами саморегулируемой организации, относительно своих членов;

9) обеспечение информационной прозрачности деятельности своих членов и так далее.

Предполагается, что принятие законопроекта приведет к следующим положительным правовым и социально-экономическим последствиям:

- внедрение менее обременительной и эффективной формы контроля путем создания внутренних правил и стандартов поведения и исключение негативных аспектов государственного регулирования;

- улучшение качества товаров, работ и услуг, производимых и оказываемых членами (участниками) саморегулируемой организации ввиду возможности наступления их солидарной ответственности;

- быстрая и недорогая процедура разрешения споров в рамках института досудебного регулирования (по сравнению с использованием традиционных юридических процедур) имеет положительный эффект как для потребителей, так и для бизнеса.

В соответствии с п.1 ст.5 законопроекта саморегулируемая организация создается по инициативе не менее трех лиц, связанных общностью отрасли деятельности, в случаях обязательного членства в саморегулируемых организациях наименьшее количество их участников может быть установлено законами Республики Казахстан, созывающих общее собрание, на котором утверждается устав и формируются органы саморегулируемой организации.

Статья 5 законопроекта также закрепило правило о правоспособности саморегулируемой организации как юридического лица, определяющейся в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»,  а также правило о том, что наличие документа, подтверждающего государственную регистрацию (перерегистрацию) юридического лица, не является достаточным основанием для начала, а равно прекращения деятельности саморегулируемой организации, до момента уведомления об этом орган, осуществляющий прием уведомлений, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешения и уведомлениях» или признания деятельности саморегулируемой организации недействительной в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

В соответствии с п.4 ст.5 законопроекта саморегулируемая организация имеет фирменное наименование, которое должно включать в себя указание на организационно-правовую форму «Саморегулируемая организация» и название. Допускается сокращение наименования саморегулируемой организации с использованием аббревиатуры «СРО» перед названием саморегулируемой организации.

Таким образом, в целом внедрение института саморегулирования в Республике Казахстан представляется положительным и предположительно повлечет за собой повышение качества предоставления товаров, работ и услуг, профессионализма специалистов отдельных отраслей, снижение роли государственного регулирования предпринимательства в Казахстане.

Обзор составила юрист юридической компании "Benefits & Partners"

В настоящее время ведется работа по переходу к СРО - ОЮЛ в сфере геологии, дефектоскопии, строительной отрасли.

Предыдущие статьи